Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность работы обусловлена тем, что чрезвычайные обстоятельства, возникающие при различных техногенных авариях, катастрофах, стихийных бедствиях, а также социальных конфликтах, требуют от руководителей, их аппаратов управления (оперативных штабов) и личного состава своевременных действий, направленных на стабилизацию оперативной обстановки, уменьшение вредных последствий. Нередко это связано с риском для жизни и здоровья людей, нанесением значительного морального и материального ущерба.
Сотрудники органов внутренних дел, решая оперативно-служебные задачи по охране общественного порядка и обеспечению безопасности в чрезвычайных обстоятельствах различного характера, нередко сталкиваются с необходимостью их выполнения в условиях, приближенных к боевым. В этих условиях от аппаратов оперативного управления и личного состава требуется быть готовыми к выполнению не только оперативно-служебных, но и служебно-боевых задач в различных условиях складывающейся обстановки.
Для выполнения поставленных задач при чрезвычайных обстоятельствах различного характера организованно и четко необходима специальная подготовка аппаратов управления и личного состава, привлекаемого для проведения специальных операций.
Ответственность за организацию и состояние подготовки органов управления, элементов группировки сил и средств к действиям при ЧО несут руководители МВД, ГУВД, УВД субъектов РФ, УВДТ, УВД (ОВД) ГУВДРО СОБ МВД РФ, образовательных учреждений МВД РФ, горрайлинорганов внутренних дел, а также соответствующие руководители и начальники по направлениям деятельности, личный состав которых (подразделения, подчиненные) участвует в решении задач при ЧО.
Объектом исследования является порядок и содержание работы руководителя подразделения полиции при чрезвычайных обстоятельствах.
Предметом исследования составляет механизм обеспечения защиты населения и территорий при чрезвычайных обстоятельствах органами внутренних дел.
Цель работы – изучить и проанализировать порядок и содержание работы руководителя подразделения полиции (старшего функциональной группы) после получения задачи на действия при чрезвычайных обстоятельствах (ЧО).
Для достижения цели в работе были поставлены следующие задачи:
- рассмотреть последовательность и содержание работы руководителя подразделения полиции после получения задачи на действия при чрезвычайных обстоятельствах;
- изучить содержание уяснения задачи и оценку обстановки, определить особенности оценки оперативной обстановки;
- изучить расчет сил и средств для проведения специальной операции;
- проанализировать организацию и введение операции по поиску и захвату преступников «Вулкан-5»;
- изучить работу старшего оперативного начальника по подготовке к проведению операций по поиску и захвату вооруженных преступников;
- изучить организацию взаимодействия между функциональными группами.
Методологической основой исследования является диалектический подход к рассмотрению поставленной проблемы с использованием общих и частных методов научного познания: правового, системно-структурного, логического.
Теоретической основой исследования являются труды таких авторов как Э.Н. Аюбов, А.В. Верескун, Д.Н. Бахрах, Б.В. Россинский, Ю.Н. Старилов, В.А. Владимиров, М.И. Фалеев, Н.В. Галицкая, В.Б. Гольцов, Е.В. Ким, А.А. Корпало, А.И. Кузьмин, А.В. Мелехин, В.И. Мухин, В.К. Тытар и др.
Структура исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка источников и литературы.
1 Порядок и содержание работы руководителя подразделения полиции после получения задачи на действия при чрезвычайных обстоятельствах
1.1 Последовательность и содержание работы руководителя подразделения полиции после получения задачи на действия при чрезвычайных обстоятельствах
После получения задачи на действия при ЧО руководитель подразделения полиции организует работу, в ходе которой он принимает решение, ставит задачи подчиненным, определяет способы их выполнения, проводит операции по обеспечению операции и подготовке личного состава к выполнению задачи. Содержание и объем каждого из этих вопросов зависит от вида операции при ЧО, наличия времени, конкретной оперативной обстановки. Нельзя принять решения, не уяснив полученную задачу и не оценив обстановку, в свою очередь, не приняв решение, невозможно поставить задачи и дать указания по взаимодействию при сложившихся ЧО [11, с. 34].
В зависимости от условий ЧО и наличия времени оперативный штаб и руководитель подразделения органа внутренних дел (руководитель операции) при организации служебно-боевой деятельности могут применять методы последовательной и параллельной работы, а также их сочетание.
Метод последовательной работы при ЧО применяется при достаточном количестве времени. Используя этот метод, руководитель принимает решение сразу в полном объеме, затем ставятся (доводятся) задачи подчиненным. После этого организуется боевая служба.
Метод параллельной работы применяется при ЧО и других случаях недостатка времени. При этом методе руководитель сначала определяет лишь замысел операции, на основе которого отдаются предварительные распоряжения подчиненным, а нижестоящие звенья управления, параллельно с вышестоящими, организуют действия подразделений. Остальные элементы решения руководитель определяет после отдачи предварительных распоряжений, на основе чего ставятся задачи подчиненным в полном объеме.
Рассмотрим последовательность работы руководителя операции при организации специальной операции при ЧО в условиях достаточного времени, т.е. применяя метод последовательной работы.
С момента получения задачи на действия при ЧО командир группы (наряда) должен [12, с. 52]:
1. Уяснить полученную задачу;
Причем все последующие действия будут неверными если неточно или неправильно уяснена полученная задача.
2. Определить мероприятия, которые необходимо провести немедленно для подготовки личного состава к выполнению поставленной задачи;
3. Произвести расчет времени;
Фактически это план командира по подготовке и проведению операции. Исходными данными для которого являются:
- время получения задачи, время готовности к операции;
- общее время на подготовку операции, в том числе светлое и темное время суток.
Время распределяется:
- на отдачу предварительных распоряжений;
- на оценку обстановки;
- на рекогносцировку;
- на принятие решения;
- на постановку задач л.с.;
- на подготовку л.с. к мероприятию;
- на выдвижение к объекту операции;
- на организацию взаимодействия на местности непосредственно перед началом операции.
4. Оценить имеющиеся данные об чрезвычайной обстановке;
Командир должен стремиться получить и изучить информацию от сотрудников: оперативных подразделений, ФСБ, подразделений оперативного обеспечения служб ОВД, других правоохранительных органов МВД, ФСБ и т.д. при необходимости. После изучения имеющейся информации и вновь собранных данных об обстановке руководитель операции на основе оценки обстановки производит предварительный расчет сил и средств, необходимых для проведения операции, и принимает решение [12, с. 54].
5. Дать предложения для принятия решения, а также предварительные распоряжения личному составу по подготовке к операции;
6. Определить замысел действий;
7. Организовать разведку (доразведку);
8. Оценить вновь поступившие данные об обстановке;
9. Принять окончательное решение;
Решение - самый ответственный момент в работе командира группы (наряда), так как в нем определяется все основные вопросы, на которых базируется вся дальнейшая работа по организации операции. Только всесторонний учет всех условий обстановки позволит командиру группы (наряда) принять обоснованное решение, умело определить операции по организации и обеспечению операции и с наименьшими затратами сил и средств выполнить поставленную задачу. Намеченные при принятии решения мероприятия, осуществление которых требует совместных действий или возложено на другие подразделения МВД, командир группы (наряда) должен согласовать с руководством этих подразделений.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Конвенция о международной гражданской авиации. Чикаго, 1944г. (ICAO, Doc. 7300).
2. Конвенция о преступлениях и некоторых других актах, совершаемых на борту воздушного судна. Токио, 1963г. (ICAO, Doc. 8364).
3. Конвенция о борьбе с незаконным захватом воздушных судов. Гаага, 1970г. (ICAO, Doc. 8920).
4. Конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности гражданской авиации. Монреаль, 1971г. (ICAO, Doc. 8966).
5. Федеральный закон "О полиции" от 07.02.2011 N 3-ФЗ (ред. от 21.12.2021) // Консультант Плюс
6. Федеральный закон "Об оперативно-розыскной деятельности" от 12.08.1995 N 144-ФЗ (ред. От 30.12.2021) // Консультант Плюс
7. Федеральный закон "О противодействии терроризму" от 06.03.2006 N 35-ФЗ (ред. от 26.05.2001) // Консультант Плюс
8. "Уголовный кодекс Российской Федерации" от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 30.12.2021) // Консультант Плюс
9. "Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 30.12.2021) (с изм. и доп., вступ. в силу с 10.01.2022) // Консультант Плюс
10. Комплексный план противодействия идеологии терроризма в РФ на 209-2023 годы (Утвержденный Президентом РФ 28.12.2018, № Пр – 2665) // Консультант Плюс
11. Воеводин Л.Д. Организация и проведение специальной операции при ЧО. - М.: Издательство МГУ, М-НОРМА, 2020. - 304 с.
12. Горева М.С. Правоохранительные органы. М.: Академия, 2019. – 345 с.
13. Дятлов А.В. Тактико-специальная подготовка. - М.: НОРМА, 2019 - 624с.
14. Иванова М.С. Правоохранительная деятельность. - М.: 2020. - 496 с
15. Курочкина О.С. Тактико-специальная подготовка сотрудников ОВД. – М.: ИНФРА-М, 2018. - 170 с.
16. Некрасов С.И. Правоохранительная деятельность. - М.: Юрайт-Издат, 2019. - 167 с.
17. Орлова А.В. Правоохранительная деятельность. - М.: Издательство НОРМА, 2019. - 300 стр.
18. Овсянко Д.М. Тактика действий ОВД по пресечению захвата. – М.: Дело, 2020. – 429 с.
19. Романов А.В. Разработка и проведение тактических (тактико-специальных), командно-штабных учений и штабных тренировок. - М.: Проспект, 2021. – 410 с.
20. Немцов А.Д. Выполнение задач ОВД в чрезвычайных условиях – СПб.: Питер, 2020. – 365 с.
21. Степанов А.Г. Подготовка сотрудников органов внутренних дел и аппаратов управления к деятельности в чрезвычайных обстоятельствах. – М.: Академия управления МВД России, 2019. – 321 с.